Стиль барокко в интерьере и архитектуре

Интерьеры в стиле «Барокко» полны золотистых завитушек. И не важно, дворец выполнен в этом стиле или изба. Причем этих завитушек очень много.

Барокко в России приняли с удовольствием. Символ роскоши, вычурности, помпезности – вот что такое барокко.

Изобилие, которое несет с собой этот стиль, вот уже 300 лет присутствует в российский интерьерах, хотя во многих случаях лишь фрагментарно. Его можно встретить и во дворце, и в обычном доме, и в деревнях. Хохлома с золотыми цветами, гжель – это барокко, просто выполненное народом, оно было дешевым подражанием дворцовой роскоши. Народное понимание этого стиля можно наблюдать в огромном количестве ярких цветов на крестьянских одеждах. И хотя это и нельзя назвать полноценным барокко, тем не менее, это оно и было.

Стоит разобраться, чем русское барокко отличалось от европейского. Для начала, полноценного барокко в России быть не могло, поскольку русские люди не могли воспринять европейские традиции хотя бы в силу своего менталитета. Барокко на Руси изменился так сильно, что стал достаточно самобытным.

В 18 веке барокко полностью покорил Россию, все слои населения. Стиль понравился и аристократам, и крестьянам. Все варианты стиля, которые встречались по стране, объединяло несколько присущих барокко особенностей. Это чувство формы, цветовое чувство и чувство декоративно-пластическое. Основными выразительными средствами были асимметрия, контраст и крупные объемы. Большое количество декора, динамика форм и пластика линий присутствуют и в мебели и в украшениях. Русскому барокко также были свойственны яркие цветовые пятна. Движение передавалось при помощи асимметрии.

Барокко – это первый серьезный европейский стиль, который легко принял русский народ. Барокко легко вписался в жизнь России, но это было первое столь глобальное принятие европейской культуры.

Чтобы хорошо понять, что такое «русское барокко» его можно разделить на три направления — церковное, дворцовое и стихийное или народное. Церковное барокко появилось в 17м веке и считается самым ранним. Нарышкинское барокко, довольно известное, поражало своими яркими красками живостью. Это барокко переплеталось с народными традициями.

Церковному барокко свойственна сентиментальность и светское влияние. Декоративные вазоны и шишечки заменяют традиционные купола, фигурные росписи – орнаменты, розаны. Типичным образцом раннего московского барокко можно считать колокольню Меньшиковской башни. Здесь очень много декора, даже слишком много. Красный цвет постройки и золотые шишечки наглядно демонстрируют его принадлежность к высокой моде тех времен. Внешность и высота башни показывают достижения техники и стиля.

Первые барочные здания были окрашены в красный или синий. Это тоже было выделение. Церкви, которые до того скромно показывали свою религиозную суть, появились резные иконостасы с витыми колоннами, цветочными орнаментами, пышными и прекрасными гирляндами. Иконостасы теперь являли собой рай и изобилие, в противоположность крестьянским избам. В конце 17го века начали появляться позолоченные рамы, резьба, наличники и прочие атрибуты убранства церкви. Церковное барокко своим обликом легко вписалось в новые строительные технологии. Несколько позже церкви в Петербурге стали строить по европейским стандартам.

В конце 17го века пространство впервые начинают делить по функциональному признаку. На спальни, гостиные и т.д. До прихода к власти Петра I такого не было даже в Кремле. То есть, если было нужно, столы с угощением ставили в какой-нибудь палате. Князья спокойно могли принимать послов в спальне, полулежа.

Дома стали делить на зоны пока по двум принципам – господские/для прислуги, мужские/женские. По принципу построения боярские дома не сильно отличались от крестьянских изб. Низкие потолки и притолоки строились для экономии тепла. Мебель была только встроенная. В общем, все это очень сильно напоминало вошедший недавно в моду экономичный интерьер.

Именно в начале 18го века интерьер здания начинают делать в соответствии с экстерьером. Внутреннее убранство становится взаимосвязано с внешним. Общий вид дома становится гармоничным.

Во времена Петра появился самый скромный вариант русского барокко. Этот стиль был похож и на народный, и на голландский. Петр очень любил немецкие традиции, а немцы ориентировались на сдержанность. Дом Петра в Коломенском – это изба с низкими потолками и маленькими дверьми. В народные традиции барокко проник через декор, резьбу мебели, роспись.

Дворец Монплезир был куда нарядней. Здесь можно увидеть голландский стиль в исполнении Браунштейна. Дубовые панели, полотна художников, лаковые росписи. Внутренние помещения выполнены в стиле «шинуазри». На стенах можно видеть миниатюры на китайскую тематику. Черный лак с золоченой резьбой и красной отделкой панелей – барокко в чистом виде. Из мебели – красла-бержер.

Сильнее всего барокко проявилось во время правления Елизаветы. Екатерининский дворец – золотой рай, будто солнце появилось над снежными полями и лесами. Чтобы создать такой шедевр был приглашен Растрелли. В то время дворец стал лучшим образцом стиля. Парадные залы были сделаны так, что реальность исчезала, словно растекаясь в блеске отражений. Этот эффект был уникален в своем роде и достигался благодаря огромному количеству позолоты. Декор уничтожил плоскость.

Золотой цвет, который ассоциировался с райским светом, всегда был любим русским народом. Все иконостасы, фоны и одежды персонажей икон словно излучают этот божественный свет. И именно этот образ был воплощен в дворцовых покоях Елизаветы.

Динамичные линии оживили пространство. А вот парадные залы делались хотя и красивыми внешне, но для русской зимы явно не подходили. Огромные, с высокими потолками и большими окнами, такие залы было просто невозможно хорошо протопить, а стены и двери сделать так, чтобы по залу не гуляли сквозняки. Интерьер парадного барочного зала был красив, но совершенно непрактичен. Кроме того, мебельные гарнитуры еще не существовали, и в одной комнате мебель была совершенно разная, как по назначению, так и по своему внешнему виду. Наборы существовали только из мебели для сидения. В такой набор входили несколько кресел трапециевидной формы, которые создавались специально для огромных платьев, и канапе.

Мебель в то время украшали позолотой, рельефными узорами и расписывали. В отделке чередовали светлые и темные изображения и фоны одного и того же рисунка. Это считалось очень изысканным вариантом украшений.

В жилых комнатах мебели было значительно больше. Столики для безделушек, столики-бобики, столы для рукоделия, столы для игры в карты, все это наполняло жилые комнаты. Лаковая мебель с гнутыми ножками, выразительная и легкомысленная одновременно, как нельзя лучше подходила эпохе Елизаветы, эпохе праздников и балов.

Специалисты по интерьерам создавали фантастические, запредельные ландшафты, мифические парки, на стенах дворцов гобелены с абстрактными орнаментами сменились картинами из греческой и римской истории.

Народное барокко стало стихийным явлением, проявившись в красочной росписи, резьбе. Крестьянские избы украшали, как умели, потому что нуждались в празднике хоть в чем-то с одной стороны и пытались подражать знати с другой. Барокко справилось с этой задачей.

Будучи символом процветания, стиль стал тем, к чему стремились. Барокко – образец достатка, ведь обилие позолоты и ярких цветов, разных плодов, которые не росли в России, прекрасных растений в орнаментах и декоре, были символами райских кущ. Художники, изображая все это богатство, ориентировались на то, что в раю нет места привычной репе и многочисленным яблокам.

Это и пришло в крестьянские поделки. Яркие узоры в прикладном искусстве, желание предметного благополучия и объясняют такую любовь к барокко. И этим же можно объяснить нынешнюю его популярность, когда после советских ограничений пришла вещевая почти вседозволенность. Петровские реформы были похожи на произошедшее после падения «железного занавеса». Тогда страна тоже получила доступ к богатой культуре Европы 18 века.

В настоящее время барокко больше похоже на дворцовый его вариант, нежели на народный. Советская мода на украшения квартир псевдокрестьянскими элементами встречалась нечасто и требовала тщательного выбора подобных украшений. Интеллигенты же предпочитали иконы, причем из церквей, а не из избушек. К слову, Манежная площадь – это тоже барокко, просто массовый вариант.

Видео Стиль барокко

Поделиться в социальных сетях:

Оставить отзыв

Специально для сайта niceverse.ru: «Стиль барокко в интерьере и архитектуре»(Источник — http://sashakustov.ru/731-stil-barokko-v-interere-i-arhitekture.html )

Рекомендуем